HOME
«ПОГЛОЩАЮЩИЙ КОНЦЕПТЫ» /Саморефлексирующий мистификатор Сокала, 2017

Из цикла «Оболочки смысловых конструкций»

CYBERFEST 10th, International Festival of Media Art 2017

«Инновация как художественный прием», Эрмитаж 2018

Философы создают концепты, замедляя выхваченные фрагменты хаотичного поля, а "оболочки смысловых конструкций" это процесс обратного ускорения концептов до возвращения их в образное...

Объекту предлагается "взглянуть" на лист с текстом.
Он вглядывается, погружаясь на какое–то время в анализ и лингвистическую классификацию воспринятой информации. Интеллект позволяет ему распознавать в теле текста целую линейку лексических, морфологических и образно—ассоциативных характеристик.
Каждая вычлененная закономерность структурируется и перенаправляется в соответствующий программный канал, обращаясь за время его "прохождения" в команду к двигательной активности. Динамика и образность, поэтика, терминологическая насыщенность, многообразие смысловых текстообразующих связей служат энергетическим импульсом для сочленений... Как только всё усвоено, объект приходит в движение.

Чем насыщеннее концептами текст, тем дольше и разнообразней активность. Наиболее оживлённые фрагменты в какой–то момент выстреливают цветную яркую жидкость. Жёлтое, синее, красное вещество вытекает из отверстий. Конструкция постепенно забрызгивает и заливает красочными пятнами и струями себя и территорию под собой. Наслаиваясь друг на друга, чистые цвета перемешиваются и со временем образуют сложную палитру...




250x250x250, полимеры, композиты, металл, двигатели, видео камера, цветные жидкости
Программное обеспечение и система управления - Валерий Карпов, Дмитрий Добрынин








Выставка Daemons the machine, Laboratoria Art&Science Foundation, MMOMA. Фото: Юрий Пальмин, 2018




























Экспозиция Киберфест 10th, 2017
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица


























«НАБЛЮДАТЕЛЬ СЛОЖНОСТИ» 2013

Из цикла «Оболочки смысловых конструкций»

«FRONTIER» Sience-Art-Lab






«Оболочки смысловых конструкций»

Вместе с неумолимо истоньшающимися границами между искусством, философией и научными технологиями постепенно растворяются и чёткие опознавательные критерии, по которым можно отделить одно от другого, уступая место новым смыслам и интерпретациям...

Замысел проекта «Оболочки смысловых конструкций» заключается в попытке овеществления, наделения телесностью метафизических философских понятий и концептов, таких как делёзовская ризома, аристотелевская субстанция, декартовское cogito, лейбницианская монада, кантовское априори, шеллингианская потенция, бергсоновская длительность и т.д.

Зритель получит возможность обнаружить и осознать в себе некий механизм, преобразующий интеллектуальные фантазмы в пластические образы видимого мира, а так же переосмыслить само его существование и конфигурацию... На выставке представлены первые два из цикла роботизированных объектов.


Наблюдатель Сложности
Одним из примечательных трендов современного научного познания является формирование в нем в качестве ядра постнеклассической науки 21 века качественно новой междисциплинарной (и, возможно, трансдисциплинарной) «парадигмы сложности», имеющей сразу несколько «точек роста». «Сложные системы – это системы которые состоят из множества взаимодействующих частей, обладающих способностью порождать новые качества на уровне макроскопического коллективного поведения, проявлением которого является спонтанное формирование различимых темпоральных, пространственных или функциональных структур».

В квантово-релятивистской физике включение наблюдателя предполагает его осознаваемое присутствие как наблюдателя второго порядка, наблюдающего самого себя и являющегося одновременно наблюдателем по отношению к контингентному ансамблю «локализованных наблюдателей первого порядка».

Концепты наблюдателя и наблюдения были введены изначально как саморефлексивные рекурсивные концепты, «схватывающие» сам процесс деятельно осознаваемого наблюдения в качестве конструктивной семиотической процедуры создания форм различий, рекурсивно (циклически) различающих самих себя.



Для Делеза и Гваттари «наблюдатели есть всюду, где возникают чисто функциональные свойства опознания и отбора, не связанные с прямым действием; например, в молекулярной биологии, иммунологии или же в аллостерических энзимах…Физика элементарных частиц нуждается в бесчисленном множестве бесконечно тонких наблюдателей. Можно представить себе таких наблюдателей, чей ландшафтный вид особенно узок, поскольку состояние вещей проходит через смены координат. В конечном счете, идеальные частичные наблюдатели это чувственные восприятия или переживания, присущие самим функтивам».



Вводя такой персонаж как «частичный наблюдатель» и подчеркивая, что такой наблюдатель –это «несубъективный наблюдатель», Делез и Гваттари фактически исключают возможность интерсубъективной коммуникации как обмена смыслами и пониманиями в том мире научного познания, в котором нет фигуры философского наблюдателя. Предельно упрощая, можно сказать, что для Делеза и Гваттари интерсубъективность – это некий сетевой процесс, который реализуется «между» философией и наукой, а точнее – между «концептуальными персонажами» в философии и «частичными наблюдателями» в науке; процесс, осуществляемый при посредничестве «артефактов искусства».

В.И.Аршинов. Институт философии Российской академии наук.







В сотрудничестве с лабораторией робототехники политехнического музея.




Home