ДИ (диалог искусств) 03 2011
"Биоморфный Радикал"
Его принято считать одним из представителей science-art, не слишком популярного в России. Однако сам Дмитрий Каварга считает, что полностью остается на территории искусства. Наука же - лишь одна из составляющих его творческого метода, причем не самая главная.
С е р г е й П о п о в .
Номер журнала посвящен
технологиям в искусстве. Когда говорят о
твоем искусстве, сразу сворачивают именно на технологический аспект, хотя, с моей
точки зрения, оно куда больше связано с
природным, биологическим, нерукотворным. Как ты сам объясняешь эту связь —
природного и технологического — в твоем
искусстве?
Д м и т р и й К а в а р г а .
Думаю, окажись темой номера журнала заготовка лесных ягод
бурым медведем, нам бы тоже нашлось о
чем поговорить и без труда удалось нащупать параллели с моим искусством... И это
самое интересное и стоящее усилий — быть
на грани технологического и природного,
рационального и подсознательного, хаоса и
структуры, в конце концов — вспоминая название выставки современной скульптуры,
которую ты курировал совсем недавно...
С
одной стороны, я погружен в созерцание
собственных биологических и психических
процессов, занимаюсь их изучением и попыткой материализации в виде трехмерных
образов. С другой — стараюсь находить
точки соответствия с быстро меняющимся, скоростным научно-технологическим
потоком. Нарушив однажды рамки жанровых ограничений, перейдя от живописи к
скульптуре, к интерактивной скульптуре и
инсталляции, затем к меняющейся во времени инсталляции и вновь вернувшись
к живописи, я начал, в конце концов, относиться к искусству как к абстрактному
непрерывному исследовательскому процессу, способному вобрать в себя все что
угодно. Это как с развитием генной инженерии стало возможным в геном картофеля
вживить геном какого-нибудь таракана и
посмотреть, как это отразится на поведении облаков...
Одним словом, используя
технологии в своем искусстве, я хочу продолжать нарушать его границы.
С е р г е й П о п о в .
Почти никто кроме тебя
в отечественном искусстве не занимается
связью прикладных наук и искусства. В то
же время это общемировой тренд и, по
мнению многих, авангард искусства ближайшего будущего. Для тебя это — мода,
интересная сфера или призвание, насущная необходимость?
Д м и т р и й К а в а р г а .
Для меня это, в первую очередь, возможность, которая является насущной необходимостью, однако
говорить, что я занимаюсь связью науки
и искусства не совсем верно. Вспомним
австралийского био-артиста Стеларка, который вживил в свое предплечье третье ухо
из специальных биополимеров и оснастил
его электронной системой, позволяющей
принимать радиосигнал — его эксперименты по модификации тела уникальны и
являются эталоном science-art. Художник
раздвигает и очерчивает новые границы —
тела, сознания, науки, искусства, философии, совершая шаг к человеку будущего, к
киборгу...
Я же остаюсь целиком на территории собственного искусства, внутри его
процесса, и лишь изредка вплетаю в него
научные приборы и технологии. Иными
словами, научная составляющая в моем
случае носит прикладную и весьма фрагментарную функцию. Более того, работа
над последним объектом «Модель биометрических отражений» в рамках грантового проекта фонда «Династия» и выставки
«Жизнь. Версия науки» явилась для меня
своего рода подведением итогов. На этом я
намерен подвязать сотрудничество с разработчиками приборов биологической обратной связи. Тема себя исчерпала, утратила очарование новизны и превратилась
в рутину. Впрочем, наметились две новые
области творческих поисков — кинетическая и роботизированная скульптура.
С е р г е й П о п о в .
В науке сегодня биотехнологии на передовом краю. Зачем они в
искусстве?
Д м и т р и й К а в а р г а .
Как говорит теоретик и куратор science-art, художник
Дмитрий Булатов, и я к нему полностью
присоединяюсь, искусство — одна из сaмых, если не самая гибкая площадка для
реализации моделей окружающей жизни.
Когда мы в искусстве отрабатываем различные концепты, все более сложные, мы
гуманизируем мир вокруг нас, тоже все
более усложняющийся....
С е р г е й П о п о в .
Опиши свои основные
наукоемкие, технологически сложные
проекты — реализованные и неосуществленные. Как изменяется проект в процессе его реализации? — мне кажется,
эти изменения очень важны для твоей
творческой работы.
Д м и т р и й К а в а р г а .
Процессы изменения во времени и пластичности замыслов — одни из самых будоражащих.
Приступая к работе над проектом, я отправляюсь
в бессрочное путешествие по лишь условно
проявленному маршруту, и до конца так и
не понятно — делаю проект я или он делает
меня. Начнем с того, что все мои науко- и
техноемкие работы выполнены из разнообразных полимеров и резин — твердых,
литьевых, вспененных, порошковых и т.д. К
примеру, в инсталляцию «Топография творческого эволюционирования» оказались
вплавлены фрагменты скульптур пятилетней
давности, что никак не предполагалось при
их создании. В свою очередь, некоторые
элементы той инсталляции уже вросли в следующий объект, а материалом для палеогео-морфологических кернов послужили сразу
несколько измельченных работ разных лет
и на этом ничего не закончилось: одно порождает другое, пройденное оборачивается
предстоящим — такой непрекращающийся
уроборос. Меняются смыслы, цели, контексты, сами образы, преломляется отношение
к творческому процессу и способу работы,
меняется само тело моего искусства, параллельно что-то происходит и со мной...
С е р г е й П о п о в .
Это самое важное…
Д м и т р и й   К а в а р г а .
Возвращаясь к
наиболее «технонавороченным» проектам,
все же остановлюсь на «Модели биометрических отражений», работа над которой
заняла почти полгода. Первостепенной
творческой задачей стала попытка материализации механизмов сознания человека,
его психических процессов и мозговой деятельности. Вступая в групповую биологическую обратную связь с объектом искусства,
контактеры оказывались вовлеченными в
прямой диалог с собственным психофизиологическим устройством, становились
участниками своеобразного коллективного
перформанса.
Вместе с робототехником,
программистом, инженером, музыкантом
и психофизиологом нам удалось выстроить шесть видов этих обратных связей —
изменение активности правого и левого
полушария головного мозга, изменение
электропроводимости кожи в зависимости
от эмоционального состояния, изменение
кровотока в кровеносных сосудах (метод
фотоплетизмография), изменение температуры тела, кровоснабжение головного мозга
и активация альфа, бета, гамма излучений
мозга.
Это был первый и довольно удачный опыт оживающего объекта из целой
серии работ по моделированию сознания.
В ответ на малейшее эмоциональное или
телесное влияние человека, он проявлял
двигательную либо звуковую активность в
виде шевелений, спазматичных вздрагиваний, вращений и растяжений отдельных
элементов внутри своей оболочки. И достигал максимальной двигательной активности
при взаимодействии сразу с шестью контактерами.
Трудно сказать, задумался ли кто-то
из десяти тысяч вошедших в контакт о механистичности и рациональном устройстве
человеческого мыслительного аппарата, о
том, насколько примитивен сам механизм
нашего мыслетворения и реагирования
несмотря на сложнейшую и таинственную
природу сознания и подсознания...
С е р г е й П о п о в .
Ты называешь себя
«биоморфным радикалом». Радикализм
в искусстве сегодня принято соотносить с
какими-то другими вещами — политической
провокацией, например. С чем ты сам ассоциируешь радикальность и можно ли обойтись без нее в искусстве в наше время?
Д м и т р и й К а в а р г а .
Мой радикализм
не имеет ничего общего с проявлениями
социальной активности. Наоборот, это
скорее уход от социума к индивидуальной
биологической осознанности. Отсюда и
самоидентификация в образе био-артинструмента, пребывающего внутри саморазвивающегося во времени творческого
процесса и все остальные физиологические откровения...
Радикальность — это
четкая программность действий, своеобразная форма одержимости своим выбором вопреки всему.
С е р г е й П о п о в . В реализации твоих проектов участвует порой множество людей.
Как ты относишься к проблеме соавторства в современном искусстве?
Д м и т р и й К а в а р г а .
А в чем, собственно, проблема соавторства в современном
искусстве?
Если ты имеешь в виду то, что
современный художник зачастую превращается в генератора идей, использующего для их овеществления наемный труд, то
это лишь проблема его личного выбора.
В моем случае процесс материализации
вербального напрямую связан с авторской психофизиологией, поэтому все, что
в состоянии сделать, делаю сам. Людей,
которых удается привлекать к сотрудничеству, всегда тщательно прописываю как
участников проекта, наемных людей так же
указываю, вне зависимости от величины
или ничтожности степени участия...
С е р г е й П о п о в .
Остаются ли для тебя
важными эстетические критерии при производстве искусства? Насколько искусство
сегодня может позволить себе быть красивым, не впадая в буржуазные запросы и
гламур? И что для тебя есть красота?
Д м и т р и й К а в а р г а .
Да, эту тему невозможно переоценить, потому как эстетически красивое произведение современного
искусства автоматически превращается в
интерьерную вещь, приобретая гламурный
душок либо вовсе утрачивая звание произведения искусства.
С другой стороны, антиэстетика — тоже эстетика и на нее точно
так же распространяются критерии моды,
пусть эти критерии более хитросплетенные,
но тем не менее механизм их возникновения дешифровать не сложно. Однако
дело вовсе не в формальных признаках,
отличающих искусство от неискусства, это
лишь условные понятия, а, как мне видится,
в том, что красивое является мертвым.
Все дело в механизме взаимодействия
человеческого сознания с абстрактным.
То новое и непонятное, с чем мы сталкиваемся, выхватив своим вниманием из
хаоса, изначально никакое. Это может
быть событие, предмет, сон, все, что угодно, но затем мы пропускаем это новое
что-то через лабиринт интерпретаций и
смыслов, придавая ему привычные очертания и окрашивая в свое отношение.
Таким образом, нечто превращается в узнаваемое и конкретное что-то, становясь применимым и полезным в обиходе.
Приходит на ум сравнение с земляными
червями, пропускающими сквозь себя
органическую породу, которая на выходе
с обратной стороны приобретает форму
их тел.
Самая настоящая красота присутствует в момент поглощения новизны,
в самом процессе ее переваривания, в
том эмоциональном всплеске, сопутствующем ее усвоению. Затем эта зыбкая будоражащая красота превращается в статичную и неоспоримую красивость и еще
позже в привычность и далее в пошлость.
Вот, кстати, я делал в твоей галерее две
выставки — «Трепанация мыслеформ»
и «Вхождение в тему». Все скульптуры
и инсталляции первой выставки были
очень тщательно, почти по-филоновски,
сделаны, я не стремился к красоте специально, но из-за сделанности и детальной проработанности работы выглядели
слишком красивыми и теперь, спустя
время, они кажутся мне омерзительными
в своей красивости и я испытываю приступы реального стыда.
Вторая выставка
состояла из отвязных чучелообразных
антиэстетичных образов, выполненных
из мусора и старой жженой пластмассы.
О привычной красивости там не было
и речи, но имела место своеобразная
целостность творческого высказывания,
некая состоявшаяся концептуальная законченность, к которой также возможно
применить критерии красоты.
В итоге,
для меня оба проекта в равной степени
утратили элемент манящего трепета и новизны и сделались мертвенно красивым
завершенным арт-продуктом. Впрочем,
они уже давно переродились в новые
инсталляции...