Объекты Д. Каварги – несомненный факт искусства нового века.
В данном
случае можно говорить о тенденции, обратной минимализму – визуальному и
концептуальному, – наполняющему нынешнюю арт-сцену. О возрождении
барокко – не как стилистики, но как своеобразной художественной
программы – в совершенно ином контексте.
Перенасыщенность, избыточность искусства, в сочетании с программностью,
торжественностью – свежее, здоровое чувство. Своими работами художник
опровергает критерии успокоенности и ложного представления о гармонии
как о бездвижном, по сути устремляясь на новый виток экспрессии в
искусстве, учитывающий опыт предыдущего века вплоть до
постконцептуальной ре-актуализации живописности. Каварга движется от
картины к объекту последовательно и буквально: рельефы повторяют
прежние картины, но уже в 3D. Фактура теперь не просто самоценна –
абсолютна. Трехмерность его работ настойчива и решительна – это прямая
атака на зрителя. Что завораживает: сродни нашумевшей выставке «Миры
тела» берлинского врача-художника Гюнтера фон Хагенса, балансирующего
на грани искусства и жуткого, но интригующего физиологического зрелища;
сродни экзальтированному фантастическому искусству Ханса Руди Гигера.
Манипулируя с холстом, деревом, оргстеклом, полистиролом, Каварга
намеренно околдовывает зрителя, заставляя его взгляд запутываться в
биоморфной массе работ, в непроясненности образов, в их влекущей вязкой
материальности, в которой глаз различает не то фрагменты картины
движения органической биомассы, не то новые виды живности, мутировавшие
организмы…
Подобные параллели и аллюзии можно множить. Но дело не в них – для
автора важнее пластическая самобытность. Пожалуй, имя Филонова способно
послужить ключом к разгадке его поисков. Наилучшим образом выразивший
чаяния своего века, он остается, тем не менее, до сих пор практически
не понятым. Стремление Каварги к обретению некой «эссенции»
метафизических поисков, очевидно, берет начало в его искусстве, причем
опять же не в стилистике, а в духе, в общем настрое. Каваргу интересует
проникновение в самую суть видения по Филонову. Совершенно не совпадая
с его искусством по внешним признакам, он следует самой сути его
заветов, «алхимической» сердцевине его живописного «делания». Этому
способствует оригинальная работа с соотнесением пространств и планов,
кажущихся то ландшафтными панорамами, то разделанными на плоскости
натюрмортами, в любом случае активно воздействующими на фантазию
зрителя.
Но что же в итоге можно делать с этим искусством? Или: перед какими
вопросами оно нас ставит? Что это – метафора современного общества? То
есть такой у нас нынче хаос? Тогда, значит, можно назвать это русским
искусством? И считать ли такое искусство правильным, идущем в верном
направлении? Или, если нет – то тогда неправильным? И как его в таком
случае исправлять? Жестокое оно и равнодушное или же «красивое, доброе,
вечное»? А почему бы ни то и другое одновременно? Нужно ли подбирать
ему аналогию в современном арт-сообществе? Или оставить в покое и
обозначить как не вписывающуюся в рамки тенденций? Или все подобные
вопросы на самом деле дурная бесконечность, в которую вовлекают нас эти
произведения искусства? Но вообще-то, не ценнее ли нам и не глубже ли
то искусство, которое ставит вопросы, не давая на них ответов?
|