HOME

Каварга – биоморфный радикал

Назвавшись биоморфным радикалом, я очертил условный круг своих творческих поисков.

Мне нравится представлять себя экспериментатором-исследователем, оказавшимся внутри собственного опыта, биологическим арт-инструментом, способным материализовать невидимые психофизиологические процессы, вытаскивая их объёмные проекции в реальность.

Объектом исследования является доступная настройке внимания область – собственное сознание, восприятие, мыслетворение, а так же психофизиологическое устройство других существ, в том числе неодушевленных…

текст целиком








ГОРОД ПОБЕДИВШЕГО КОНСТРУКТИВИЗМА: в Иваново открылся фестиваль «Первая Фабрика Авангарда»

14 октября — Екатерина Сурат, Оксана Лебедева


Иваново — город, который изо всех сил стремится сохранить свое историческое прошлое и пронести его в будущее. Он появился еще в конце 19 века, однако последствия революции превратили его в важный коммунистический центр, в котором появился первый общегородской совет. И хотя иваново-вознесенские рабочие не так активно в сравнении с другими городами России выходили за «левое» дело, то есть за революцию и коммунизм, именно этот город с легкой подачи Владимира Ленина стал буквально «третьей столицей».

подробнее








«Как на Уводи вонючей вырос город наш могучий»: в Иванове переосмысляют авангард

17 октября — Александр Быковский


В Иванове весь осенний сезон идет четвертый фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда». Программа из 50 событий охватывает не только музеи, но также вокзал и почтамт города. Forbes Life рассказывает, как современное искусство позволяет взглянуть на Иваново как на центр наследия русского авангарда и советского конструктивизма, вне стереотипов о «городе невест» или «русском Манчестере»

подробнее








"Первая фабрика авангарда": что посмотреть на фестивале в Иваново

12 октября — РИА Новости, Татьяна Рыжкова


радиционный фестиваль современного искусства "Первая фабрика авангарда" в 2022 году представлен 50 событиями на главных культурных площадках Иваново. РИА Новости показывает ключевые и самые яркие экспонаты этого года.

подробнее








Фабрика авангарда в Иванове выпустила новую партию выставок

10 октября 2022 Милена Орлова


Железнодорожный вокзал, который после реставрации 2020 года, вернувшей зданию первоначальный конструктивистский облик, стал символом обновления города. Именно сюда приходит скоростная «Ласточка» из Москвы — еще одно новшество, сделавшее Иваново более доступным для туристов. И прямо на вокзале можно увидеть монументальную инсталляцию Дмитрия Каварги «Ивановское вещество».

подробнее








«Ивановское вещество» Дмитрия Каварги: Старт «Первой фабрики авангарда»
Денис Воробьев, Яна Ведерникова, Григорий Мартьянов, телекомпания «Барс»

3 октября 2022


В Иванове стартовала спецпрограмма фестиваля современного искусства «Первая фабрика авангарда». На ж/д вокзале открылся масштабный проект - «Ивановское вещество», посвященный текстильной истории края. Скульптура из нескольких частей смонтирована под самым потолком.

подробнее








Культурные беседы с Натальей Спиридоновой
26 сентября 2022




Перед людьми-творцами стоит непосильная задача — выйти из огромного количества разрозненных информационных и культурных пузырей, сделать зум и посмотреть на картину хотя бы с высоты птичьего полета, понять время и запечатлеть его.

подробнее








ТЕКСТ: Илья Крончев-Иванов 25 августа 2022




Для своего нового проекта Каварга создал серию из 8 плоскостных работ, в которых деконструирует традиционное понимание картины в жанре «пейзаж».

подробнее








Человечество наизнанку. Мрачное погружение в эсхатологию Каварги: о чем говорят обломки культуры среди природного хаоса


Саша Цезарь 14 августа 2022

Встраивая артефакты человеческой культуры в природные ландшафты, художник Дмитрий Каварга создает биоморфные инсталляции о разрушительном влиянии постиндустриального общества на планету.

подробнее








Дмитрий Каварга: «…просто так ничего не открывается, надо чем-то жертвовать»


Ксения Квашнина. 20 июля 2022

Anna Nova Gallery представила персональную выставку московского художника Дмитрия Каварги «Оболочки внутреннего ландшафта». Сюжеты и техника исполнения биоморфных скульптур, многослойных картин, инсталляций ушли далеко за границы эксперимента. Теперь это поступательное пластическое исследование исторических и культурных наслоений.

подробнее








По ту сторону добра и зла: как устроено искусство Дмитрия Каварги


Лиза Савина. 15 июля 2022

Хаос, Хтон и проблеск надежды: рассказываем, как устроен странный художественный мир Дмитрия Каварги, чья персональная выставка «Оболочки внутреннего ландшафта» проходит в петербургской галерее Anna Nova.

подробнее








Субстанция из недр Земли: иллюстрации процессов, мыслей и форм на выставке удивительных работ Дмитрия Каварги



Утро в Петербурге 22 июня.
Репортаж с выставки "Оболочки внутреннего ландшафта" в галерее Anna Nova








Андрей Ковалёв «Неокончательная история. Современное российское искусство в лицах»



9-я книга серии «ГАРАЖ.txt» посвящена современным российским художникам








Победитель премии Анатолия Зверева, 3 место,

   

В этом году Музей AZ отмечает юбилей своего главного героя — 90-детие со дня рождения Анатолия Зверева. К этой дате был приурочен масштабный арт-марафон и первыми в ряду громких событий стали два выставочных проекта связанные с современным и наиболее актуальным искусством.

Выставка пятидесяти номинантов Премии Анатолия Зверева стала итогом открытого конкурса, на который было принято более 2 тысяч заявок из 169 городов России и 32 стран мира.

Жюри Премии Анатолия Зверева определило победителей:


подробнее









Дмитрий Каварга: «Обновления убивают рутину и превращают жизнь в постоянный эксперимент» 18 января 2022



Художник Дмитрий Каварга — настоящий творец нашего времени, который предпочитает оставаться практически инкогнито, говоря с миром исключительно посредством своих скульптур и инсталляций. Поговорили с Дмитрием о том, что значат его работы, для кого он их создает и почему предпочитает жить практически в лесу, вдали от мегаполиса.








Инсталляция «Транспортное вещество» Дмитрия Каварги открылась на Северном речном вокзале, 24.11.2021



Музей транспорта Москвы при поддержке автомобильного бренда Porsche представил биоморфную скульптуру, которая символизирует важность экологичности транспорта на всех этапах, от перехода на электрические двигатели до полной переработки деталей


подробнее



09 декабря 2021
Harper's BAZAAR
Двигатель прогресса: как нашли идеальное сочетание эстетики, высоких технологий и экологии





09 ноября 2021
Музей транспорта Москвы
«Транспортное вещество» на Северном речном вокзале





РБК 09 ноября 2021
Николь Зонтах
Биоморфная скульптура из старых автобусных запчастей появилась в Москве





9 ноября. /ТАСС/.
Инсталляцию Транспортное вещество, созданную художником Дмитрием Каваргой,
открыли на Северном речном вокзале в Москве




Гудок
Выпуск № 206 (27300) 11.11.2021
Транспорт как объект





Eco Living: как Музей транспорта Москвы и бренд Porsche привлекают внимание к проблемам экологии
Культура, 29.11.2021





"Это наш город": на Северном речном вокзале открыли инсталляцию "Транспортное вещество",
01 декабря










Dmitry kawarga | A pioneer sculptor as an activist in biological form



theFOUND Virtual Art Center this TALK with Dmitry kawarga.


подробнее










Свой творческий путь начинал с живописи: сюрреалистичные работы с изображением множества зверей, растений и людей, взаимодействующих то ли в абстрактным пространстве, то ли в фантастическом пейзаже. Важно, что еще с начала 1990-х годов в работах отражается интерес художника к вопросу синтеза и взаимодействия (порой — взаимопроникновения) ключевых составляющих современного мира: природного, человеческого и технического.


подробнее









Художник Дмитрий Каварга



3D печать стала неотъемлемой частью современного искусства. Дмитрий Каварга рассказывает, как применяет современные технологии в своих работах.


подробнее









Interview with Artist Dmitry Kawarga





Dmitry Kawarga does not like to comment his art, convinced that it should speak for itself. We had the exclusive opportunity to have a discussion with him, delving into philosophical diatribes on biomorphic art, in which the mimetic element is often reduced to a minimum – concentrating directly on matters of shape and concept creation.


подробнее


Русская версия





Каварга-скит, Гонгиничи, Ленинградская область

№ 35 ИСХОД, текст: Лиза Стрижова



В мире распадающихся понятий нередко возникают объекты с размытой категориальной принадлежностью. Художник Дмитрий Каварга определяет свой Каварга-скит как «гибридный объект». 11-метровую башню, прорастающую из здания совхозной лесопилки, венчает помещение высотой четыре метра, именуемое «куполом». Основание объекта собрано из металлического лома, как и верхняя часть, причудливые формы которой созданы в том числе с помощью стеклоткани и полиэфирной смолы.


подробнее









Интервью куратора фестиваля Ольги Дмитриевой с известным российским художником Дмитрием Каварга

19.09.2020 Эко-арт фестиваль Другая Реальность



Несмотря на свой плотный график, Дмитрий Каварга нашел время чтобы дать небольшое интервью автору-организатору и куратору эко-арт фестиваля ДРУГАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Ольге Дмитриевой, за что мы его благодарим.


подробнее






"С кем это согласовано?": скульптуры Дмитрия Каварги вновь попали под раздачу

Август 06, 2020 андрей григорьев



Активистка КПРФ провела акцию протеста у композиции с головами Ленина — ради этого она приехала в Казань из села Усады. Днём 6 августа пенсионерка Нягрифя Алеева вышла в одиночный пикет у скульптур авторства Дмитрия Каварги "Атлеты неофутуризма". В руках женщина попеременно держала плакаты "Ленин является основателем ТАССР!!!" и "Каварга!!! Не коверкай историю".


подробнее









"То, что творится в Казани, я бы сравнил с разлившейся цистерной токсичных веществ"

Июль 30, 2020 ответ Дмитрия Каварги коммунистам Казани



"Такое количество брани, угроз, проклятий, призывов физической расправы со скульптурами и автором в комментариях я не припомню", — так оценил реакцию на свою казанскую выставку "Атлеты неофутуризма" Дмитрий Каварга. Участники крестового похода, объявленного казанским горкомом КПРФ художнику, действительно не стесняются ни в выражениях, ни в советах, что именно надлежит сделать с автором спорных работ. Дмитрий поделился с "Idel.Реалии" мнением, что они "сражаются с мнимыми угрозами в своих головах", а кроме того заявил, что видит в столь бурной реакции на свои работы "почти донкихотство".


подробнее






КОММУНИСТЫ КАЗАНИ ТРЕБУЮТ УБРАТЬ С ГОРОДСКИХ УЛИЦ ПАМЯТНИКИ-МОНСТРЫ С ЛИЦАМИ ЛЕНИНА И СТАЛИНА



На одной из площадей Казани недавно появилось сразу два памятника первым руководителям советского государства – Ленину и Сталину. Но не стоит радоваться! То, что вы видите на фото, – это именно они!


подробнее



Обфутурились!



Извращается всё, что попадает к ним в руки. Пытаются втоптать в грязь блестящие умы человечества, вождей, за которыми пошли миллионы людей!


подробнее





"Чья голова там окажется завтра?" Казанская КПРФ объявила войну скульптурам с Лениным и Сталиным

Июль 30, 2020 андрей григорьев



КПРФ объявила крестовый поход против скульптур авторства Дмитрия Каварги, установленных в Казани 20 июля. Коммунисты считают, что для немедленного демонтажа "омерзительных трудов" нужна лишь политическая воля, а уж подходящая статья при желании всегда найдётся. При этом депутат Казгордумы Алексей Серов считает, что в вопросах искусства всегда лучше перебдеть. Потому что если сегодня такие скульптуры венчают головы Ленина и Сталина, то завтра на их месте вполне может оказаться голова президента РФ Владимира Путина.


подробнее






Татарстанское Региональное Отделение Коммунистическая Партия Российской Федерации

27.07.2020 Пресс-служба ТРО КПРФ


«ИЗБАВИМ КАЗАНЬ ОТ УРОДСТВ «УНИСТРОЯ»!

Общественность Казани поражена очередным творением так называемых «современных художников». К нам поступают многочисленные обращения казанцев, шокированных новыми архитектурными выкрутасами. Хотя казалось, что после таких диких скульптур, как «Конь-страна» на Баумана или драконов у «Чаши» казанцев сложно удивить, инициаторы новой выставки смогли это сделать. И удивление это - со знаком жирного минуса.


подробнее






Вечерняя Казань

24.07.2020 Ольга ЮХНОВСКАЯ


«Это сатанизм какой-то!»: Казань пребывает в культурном шоке от уличных чудовищ с головами Ленина и Сталина

Не успели казанцы подивиться на серебряных гуманоидов, которых «высадил» на улицы самодеятельный скульптор, как нас подстерег новый культурный шок. На улице Павлюхина перед еще не открытым торговым центром Kazan Mall появилась уличная экспозиция «Атлеты неофутуризма».


подробнее






Вечерняя Казань

1.08.2020 Юлия Жумакбаева


Жуткие скульптуры появились в новом микрорайоне около торгового центра на улице Павлюхина. Описывая одно из творений под названием «Атлеты неофутуризма», Антон Головин отмечает, что оно «содержит фантасмагорических чудищ, в которых слились воедино части чьих-то тел, растений, кирпичи и головы людей, в том числе и лидеров Советского государства».


подробнее






Russian Art Focus

№ 19 2020. Ekaterina Wagner


«Face to face with nature»

Russian artist Dmitry Kawarga has created post-apocalyptic bird houses for his future sculpture park.


подробнее









Интервью «БИЗНЕС Online»


30 января 2020


«Галерея «БИЗON» откроется в ТРК «Родина» выставкой «биоморфного радикала», художника Дмитрия Каварги»

Завтра казанская галерея современного искусства «БИЗON» откроется для публики на новом месте — она займет два этажа ТРК «Родина» на главной пешеходной улице города. Масштабному открытию — не менее масштабная выставка: в галерее будут представлены инсталляции известного московского художника Дмитрия Каварги. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал, почему его творчество не подходит под определение sci-art, каким он видит дальнейшее развитие человека и как исчезают его работы.


полное интервью






«Подобные вещи можно увидеть в Лондоне или Нью-Йорке, даже в Москве они встречаются редко». business-gazeta.ru

1 февраля 2020



«Биоморфный радикализм» Дмитрия Каварги прибыл в Казань. Каким будет постчеловечество? Казанская галерея «БИЗON» открылась на новом месте — в ТРК «Родина». Первой выставкой в обновленном пространстве стала экспозиция знаменитого московского художника Дмитрия Каварги «Передняя стенка удалена». О том, как художник видит зарождение жизни на Земле и от чего после выставки решил отказаться Эдуард Хайруллин


подробее







"2019 KULTkiallitasai (TOP 10)". kulter.hu

27 января 2020



Az ev legemlekezetesebb idoszaki tarlatai

"Токсикоз антропоцентризма" в Ferenczy Muzeumi Centrum вошла в топ-10 музейных выставок Венгрии за 2019 год.


подробее







"Свой кусочек планеты"

декабрь 2019 выпуск 31



Каждый, кто попадает в деревню Гонгиничи Подпорожского района Ленинградской области, не может не заметить стран-ное сооружение: то ли наследие инопланетян, то ли причуда современного Эйфеля. Ближе к истине все же второе.

Посреди лесов и озер возносится к небу Каварга-скит — башня высотой с семиэтажный дом, сваренная из металлоконструкций и увенчанная пластиковым куполом неправильной формы с каплевидными оконцами. Как говорит автор, московский художник Дмитрий Каварга, это особое место для концентрации одиночества.


подробее










"Танец смерти". Интервью Журнал HVG

18 июля 2019



HVG: К каким корням восходит ваш интерес к будущему человеческой цивилизации?

DK: Я занимаюсь искусством с самого детства, и тратить время своей жизни на что-то ещё считаю не имеющим смысла. Все вопросы, над которыми мне приходилось задумываться, были так или иначе обращены к устройству моего сознания. Что-то в нём является только моим, но в основном оно лишь фрактал общечеловеческого, частичка большой матричной схемы. Поэтому, отвечая на вопрос о своём интересе к проблемам человечества, могу сказать, что этот интерес отсутствует. Есть лишь внимание, направленное внутрь себя.


подробее







Az Ember halott, es elvezi
Szerzo: Kollar David. November 11 2019



A nyugati gondolkodas tortenetenek egy meghatarozo vonulata szerint a tortenelem linearisztikus mozgasait az egyedi altalanossa fokozodasakent irhatjuk le, eszerint az anyagi es szellemi vilag – meghatarozottan megis onalloan mukodo – szferai kozotti dialektikus mozgasok vegul a szellem ontudatra ebredesenek abszolut szinteziseben jutnak nyugvopontra


подробее





Dmitrij Kavarga kiallitasa szerint mar reg nem mi vagyunk a bolygo urai
Szerzo: Varkonyi Zsolt 07/07 2019



A 3D nyomtatas es a muanyag arra utal, hogy a muvesz elbizonytalanodott a termeszetes es mesterseges anyagok elhatarolhatosagaban. A muanyag hasznalata donto jelentosegu, mert a muveszetben valo alkalmazasa a 20. szazad kozepen meg botranyosnak szamitott. A muanyagot sokan identitas nelkuli anyagnak tartottak a formatlansaga miatt. A kortars muveszetben es a poszthuman iranyzatban epp az identitas nelkuliseg miatt kap fontos szerepet a muanyag es a 3D nyomtatas


подробее





Dmitry Kawarga’s ‘Anthropocentrism Toxicosis’ Installation Series
by Andy SmithPosted on July 18, 2019



In his first exhibition in Hungary, Dmitry Kawarga’s “post-human” sculptures and installations reflect on humanity’s vulnerability. His “Anthropocentrism Toxicosis” series, in particular, is on display at the Ferenczy Museum, with works built with polymers and occasionally, usage of 3D-printing processes. The exhibition runs through Sept. 15.


подробнее





Каталог проекта «Токсикоз Антропоцентризма»
Сентендре, Венгрия 27 июля 2019



Irreducibly hybrid in its logic, the Anthropocene epoch can be approached in a myriad ways. The approach, however, must stem from self-criticism, or rather, a meta-criticism: it must come into the world as a result of a critical movement that deconstructs the anthropocentric ideal of the independent critic, while the process of this coming into the world coincides with an “unworlding.” As a geological dividing line or event, the Anthropocene is a series of extinctions and catastrophes precipitated by the harmful forces unleashed by man, which confuse our relationship to temporality and territoriality.


каталог и текст Mark Horvath





Проект «Новая культурная география»
Санкт Петербург, 5 июня 2019



Экология, антропология, ботаника, биоэтика. Забудьте, наконец, о делении на физиков и лириков — искусство уже вовсю питается наукой, ну или хотя бы ей подражает. Это демонстрирует проект «Новая культурная (опять-таки!) география», вырастающий в эти дни в центре Петербурга — прямо на улицах или в не приученных к contemporary art’у пространствах. «Проектирование рая» — первая выставка в рамках проекта.

репортаж целиком





Пластическая масса, Русский музей / Мраморный дворец
Санкт Петербург, 5 июня 2019




Открытие проекта «Музейная линия»
Карта Гостя, 5 июня 2019



4 июня на бульваре по улице Якубовича у здания ЦВЗ «Манеж» мы стартовал городской проект «Музейная линия». В торжественном открытии приняли участие вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгин, председатель Комитета по развитию туризма Евгений Панкевич, директор ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара, автор идеи проекта Анна Ялова, представители художественного сообщества, журналисты и горожане.


репортаж целиком





Дмитрий Каварга в «Электромузее»
ARTinvestment.RU, 14 января 2019



В залах на Ростокинской улице, 1, открылась выставка «Оболочки смысловых конструкций» — годовой отчет биоморфного радикала
и одного из главных новаторов в современной технологической русской скульптуре

статья целиком








Сосредоточенность – синоним одиночества. Интервью журналу Нефтехимия.
Варвара Фуфаева, 10 декабря 2018



Во время чемпионата мира по футболу в московском парке «Музеон» появились новые скульптуры.
С первого взгляда в них можно угадать футболистов, но, подойдя ближе, понимаешь, что не все так просто.
О том, зачем человеку необходимо понимать художника и что даже из полимеров можно делать современное искусство,
рассказал российский скульптор, а также, по его словам, биоморфный радикал Дмитрий Каварга.

статья целиком








Дмитрий Каварга. Мистификатор.
Людмила Новикова, 17 октября 2018



На Петровке, в Музее современного искусства отмечают юбилей - десятилетие Laboratoria Art&Science Foundation. До 11 ноября здесь можно видеть выставку «Daemons in the Machine» («Демоны в машине»).

статья целиком





Каварга-скит: арт-объект в глухой деревне Ленинградской области
Новостной портал, 11 сентября 2018



Скит — это монашеская келья. Название объекта отсылает к духовному уединению. Скит находится в деревне Гонгиничи Подпорожского района. Раньше здесь находилась лесопилка. Объект высотой с семиэтажное здание. В купол скита можно подняться. По задумке автора, посетитель должен пробраться через отработанный индустриальный лом и попасть в келью, и оказаться вдали от материализма.

репортаж целиком





Восьмое чудо света: Каварга-Скит в Подпорожском районе
Новостной портал, 17 сентября 2018



Этим летом творческая группа ТК "СвирьИнфо" много времени провела в поездках по Подпорожскому району. Казалось, уж мы - журналисты, знаем район, как свои пять пальцев. Нет, нет и еще раз нет! Совсем недавно - в июле, мы обнаружили, не побоюсь этого слова - восьмое чудо света в Подпорожском районе.

репортаж целиком





ПОДПОРОЖЬЕ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ДОРОГА В КОСМОС
Ленинградская областная телекомпания, 3 сентября 2018



Если вы из Подпорожья проедете примерно 50 километров на Винницу, а потом свернёте на Гонгиничи, то при въезде в деревню вы обязательно увидите некий странный объект, который безусловно привлечет ваше внимание.

передача целиком





Скит биоморфного радикала Каварга
блог Il`dar Alexandrovich, 9 августа 2018



Пожалуй, это самая чумовая достопримечательность Ленобласти. А может всего Северо-Запада России. Хотя, если вдуматься, рецепт чумачечности, относительно прост: делаем современный арт-объект, как можно больше и абстрактнее. И устанавливаем его чёрте знает где подальше, но не в музее современного искусства и не в модном общественном пространстве. Получится Каварга-скит из деревни Великий Двор Винницкого сельского поселения Подпорожского района Ленинградской области. Самый высокий в Ленобласти и второй в России.

текст целиком





В Подпорожском районе построили один из самых высоких арт-объектов в России
ONLINE 47 культура, 02 ноября 2017



После четырех месяцев работ на берегу реки в небольшом поселении Великий Двор Подпорожского района Ленинградской области московский художник Дмитрий Каварга представил свой масштабный проект, началом которого стало возведение одной из самых высоких среди арт-объектов в России башни высотой с семиэтажный дом.

текст целиком





Новые скульптуры Дмитрия Каварги установлены в парке «Музеон»
ARTinvestment.RU 05 июня 2018



В сквере напротив главного входа в Новую Третьяковку заняли свои позиции на поле биоморфные Капитан, Вратарь, Защитник, Нападающий и Судья...

текст целиком





Загадочный скульптор изваял футболистов из полимеров в виде неких субстанций
20 июня 2018



Молодой московский скульптор, называющий себя «биоморфным радикалом», уже покорил своим творчеством сердца любителей современного технологичного искусства в России, Европе и даже в Австралии.

Его творения – это некие бесформенные, на первый взгляд, полимерные композиции, при создании которых он использует не только свое воображение, но и передовые научные технологии.


текст целиком





Самая странная выставка к мундиалю
МирТесен 23 июня 2018



Чемпионат мира по футболу в России – событие, безусловно, грандиозное, и у каждого к нему свое, особое отношение. А для прогрессивного художника-скульптора Дмитрия Каварги проведение в стране ЧМ-2018 стало поводом взглянуть на футбол сквозь призму науки, искусства и биоморфных конструкций. И «вырастить» это свое видение из полимеров.
.
текст целиком





Известный скульптор из Ростокина создал живые скульптуры из полимеров
Звездный Бульвар 28 февраля 2018 Мария ГУСЕВА



Один из самых удивительных художников современности живёт в Ростокине. Скульптуры Дмитрия Каварги выставлялись в Швейцарии и Франции, Австрии и Англии. Сам Дмитрий называет себя «биоморфным радикалом» и работает в жанре science art, что в переводе означает «научное искусство». Его скульптуры двигаются и контактируют со зрителем
.
текст целиком





Скульптурный объект Дмитрия Каварги высотой с семиэтажный дом воздвигнут в Ленинградской области
ARTinvestment.RU 31 октября 2017



Каварга-Скит — гибрид архитектурного объекта и современной скульптуры. Конструкцию высотой в 21 метр венчает обитаемый биоморфный купол массой в тонну. Лесной равнинный ландшафт позволяет видеть объект с расстояния не менее 10 километров

текст целиком








Композитное УБЕЖИЩЕ
Композитный мир, 6/2016




«Убежище» — такова тема 11-го международного фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние», проходившего в Николо-Ленивце в июле этого года. Впервые за одиннадцать лет устроители фестиваля почувствовали в себе решимость отойти от монополии деревянных объектов. Результатом компромисса и явилось наше новое произведение из полимеров...

текст целиком








Дмитрий и Елена Каварга. Опыт зависания
INTERIOR EXPLORER, 09/11/2016
Интервью подготовила Людмила Новикова.




Впервые за одиннадцать лет устроители фестиваля почувствовали в себе решимость отойти от монополии деревянных объектов. Результатом компромисса явились новые произведения из металла и полимеров. Полимерное «Обитаемое вещество», созданное известными московскими художниками Дмитрием и Еленой Каварга, стало настоящей сенсацией фестиваля!

текст целиком





Скульптуры современных русских художников установят в Швейцарии
ARTinvestment.RU 31 мая 2016




В парке швейцарского отеля Chateau Gutsch, принадлежащего бизнесмену Александру Лебедеву, установят скульптуры современных русских художников: AES+F, Дмитрия Каварги, Ани Желудь, группы Electroboutique, Николая Полисского, Андрея Люблинского и других

текст целиком





Simon Hewitt, reports on the Russian Contemporary Art scene
in the wake of his recent visit to the Moscow and Ural Biennales
November 12 2015




The ‘Kawarga Room’ was infinitely superior to the Biennale’s Central Pavilion at VDNKh, with its ballerina and tatty scaffolding. I don’t suppose many of Commissioner Backstein’s VIPs made it out to Trekhgornaya, though.

текст целиком








Популярная механика №155, сентябрь 2015
Дмитрий Каварга и его биогенные скульптуры






Business class 14.02.2015
Выставка в PERMM: совет пермякам от художника

Дмитрий Каварга, российский художник, скульптор, поделился с «bc» своим впечатлением о выставке «Обещание пейзажа» в PERMM. Его работа – «Тунгусское вещество» – стала основным экспонатом первого этажа музея.

текст целиком




Мир 24 22.01.2015
Лабиринт с живой мышью стал главным арт-объектом выставки «Квантовая запутанность»

Выставка с научным названием «Квантовая запутанность» проходит сейчас в выставочном центре Laboratoria Art&Science Space в Москве

текст целиком







Timeout 10.08.2014
Интервью к выставке «Биоморфная пыль»

Если прокоментировать именно эти скульптурные формы, висящие на металлических крюках, словно скрученные фрагменты абстрактной телесности, то да, они и есть материализации моих психофизиологических наблюдений. Здесь висит пять объектов, но вообще их много и некоторые иногда шевелятся. Такая, диффундирующаяся в видимую реальность биоморфная пыль.

текст целиком








Zoo-Zoo 05.05.2014
«Интервью дарвинскому музею»

Какое значение на твой взгляд, имеет тот факт, что площадкой для такой выставки современного искусства стал Дарвиновский музей - на первый взгляд не самое очевидное место для современного искусства? Может, отметишь каких-то людей, которые этому способствуют или тенденции в целом...

текст целиком








Be in Art 05.02.2014
«Интервью на самом дне»

Даже те ценители современного искусства, кто не следит за творчеством художника Дмитрия Каварги, так или иначе должны были слышать о нескольких его проектах последних лет, выделяющихся из общего потока выставок как оригинальной концептуальной составляющей, так и не менее оригинальным масштабным воплощением. (Philipp Ple)

текст целиком





«Движущаяся скульптура "Трубочник" представлена на Урале», ИТАР ТАСС, 5 декабря

Движущаяся скульптура, способная реагировать на поведение зрителей, впервые представлена сегодня в Первоуральске Свердловской области. Кинетический интерактивный объект "Трубочник" изготовлен художниками Дмитрием и Еленой Каварга при участии инженера Первоуральского Новотрубного завода Вячеслава Апроду, который спроектировал и запрограммировал движущиеся части скульптуры.
"Трубочника" построили в рамках реализации федерального проекта Дома Новой Культуры (ДНК)...

репортаж целиком




В Первоуральске презентовали киборга, и назвали его «Трубочник», PERVO.RU, 6 декабря

Работа осуществлена рамках Science Art Лаборатории, совместного проекта ПНТЗ (входит в группу ЧТПЗ) и ДНК-Первоуральск. Идея арт-объекта принадлежит художникам Дмитрию и Елене Каварга. Команду новотрубников возглавил преподаватель мехатроники Учебного центра ПНТЗ Вячеслав Апроду, который выступил соавтором кинетического интерактивного объекта «Трубочник»...

репортаж целиком



Уральский «киборг» Уральский Рабочий, 11 декабря

В Первоуральске представили робота, созданного с помощью труб и шарниров.

Причудливый арт-объект представляет собой абстрактную геометрическую скульптуру желтого цвета. Он изготовлен из металлических труб, кубов и цилиндров и работает от сети. Скульптура снабжена динамиком, несколькими датчиками движения, шарнирами и двигателями. Благодаря этому «снаряжению» конструкция способна реагировать на окружение — издавать всевозможные заводские шумы и двигаться...

репортаж целиком




«Ногами подрягивают» ART1 Visual Daily 02/10/2013

Дмитрий Каварга «По ту сторону низшей нервной деятельности». Музей истории НИИ экспериментальной медицины. 14 сентября — 13 октября 2013

Музей истории НИИ экспериментальной медицины не в первый раз принимает проекты фестиваля «Современное искусство в традиционном музее». На этот раз в его стенах можно вместе с московским художником Дмитрием Каваргой поразмышлять об опытах великого физиолога Ивана Павлова и естественной науке ХХ века вообще.

Дмитрий Каварга успешно работает в рамках направления sci-art на стыке науки и искусства, он востребован и любим публикой в России и за рубежом. Его проекты не столь радикальны как, скажем, творчество Орлан или Стеларка. Тело для Каварги – биологическая абстракция, скорее источник сюжетов, нежели холст. Если Орлан показывает нам части целого, то Каварга как будто представляет разрозненные части без хозяина. При взгляде на инсталляцию под таким углом оказывается, что Орлан вкладывает в свой видеоарт куда больше гуманизма, чем Каварга, который как бы отрицает важность комплекса, организма и существа в целом... (Ася Челован)

репортаж целиком




«Петербуржцев возбуждают вибрирующими скульптурами»   Piter.TV, 17 сентября



Москвич Дмитрий Каварга собрал таких на любой вкус: модель желудка собаки, модель разветвлённых отростков нейрона, фрагменты выделительной системы. Служащие музея лишь отводят глаза.. Ну что скажешь.. название "По ту сторону низшей нервной деятельности" оправдало себя сполна.

репортаж целиком




Гид по лучшим экспозициям на фестивале «Современное искусство» телеканал 100 TV 21.09.2013



репортаж целиком






Три точных попадания в музейный «нерв», Фонтанка FM, Афиша Plus, 23 сентября

Один из самых креативных и удачных городских фестивалей - «Современное искусство в традиционном музее» - продолжится до 13 октября. С самого начала, его организаторы говорили о том, что каждый из проектов-участников должен быть органично вписан в пространство музея, где ему посчастливилось гостить. В этом году большинство проектов удивительно органично «вырастает» из постоянных экспозиций.

Нервы навыворот

Зато в Музее истории Научно-исследовательского института экспериментальной медицины зрителя ждут гораздо более забавные, хотя и не менее глубокие переживания.

Во-первых, будьте готовы к тому, что вас попросят подождать у двери – это маленький музей, в нём помещается не больше 15 человек. Во-вторых, вам придётся подняться по лестнице на четвёртый этаж (идёт ремонт, лифт не работает). В-третьих, подвох таится уже в названии инсталляции, созданной художником Дмитрием Каваргой – «По ту сторону низшей нервной деятельности». И не сразу вспомнишь, что никакой «низшей нервной деятельности» нет на свете. Термин этот выдуман автором, пожелавшим пригласить вас в своего рода научное зазеркалье... (Дина Гин)

Репортаж целиком




Антология «Эволюция от кутюр: Искусство и наука в эпоху постбиологии» 2013







«Открытые инновации 2013» Международный форум инновационного развития, МВЦ «Крокус Экспо» медиа проект «Погружение в будущее»

   






«Искусство Ν4 (587) 2013
«Арс Электроника»: Лучшие проекты 2013 года
Ольга Шишко

   






ARSELECTRONICA «CyberArt 2013»

  






ARSELECTRONICA «TOTAL RECALL The Evolution of memory» 2013

  






Каталог номинантов премии Кандинского 2013







журнал ДИ (диалог искусств) 1, 2013

«Страх - величайший культурный регулятор»,
Владимир Перц «Между звуком и тишиной»,
Нина Березницкая «Способы выживания»,
София Терехова «В конце концов»



МОСКОВСКИЙ АРТ-ДНЕВНИК

В конце концов
В галерее «Pop/off/art» с 21 декабря по 1 февраля прошла выставка «Каварга. Конец света. 21.12», приуроченная к медиакомпании, посвященной очередному концу света, на этот раз по календарю Майя.

Художник создает жутковатую инсталляцию апокалиптического содержания. Его увлечения современной скульптурой с применением техногенных материалов, сенсорной обратной связью органичны избранной теме.

В инсталляции из металла и пластмассы, судорожно колеблющейся и производящей диковинные звуки, акцентируется «естественное» исчезновение человека в техногенной среде. Ноосфера Вернадского преобразована аморфным сверхсуществом, способным порождать дегуманизированные биомеханические формы. Заявляя о себе как о «создателе иных сущностей», Каварга логичным для его творчества путем подходит к теме конца света. Не вполне ясен механизм: то ли естественная эволюция, соединяющая органику и механику в биоморфные однородные среды, то ли это результат усилий человеческой воли. Во всяком случае, в монументальной инсталляции, воспроизводящий кусок пластмассовой пустыни с древоподобными вертикальными скульптурами и причудливым механизмом в его центре, присутствие человека скрыто среди изощренных деталей. Крошечные и безжизненные фигурки распластаны на одной из колеблющихся поверхностей, растворяясь в отвратительной жиже. Явно не предполагается очищение и грядущее возрождение, сопутствующие традиционным представлениям о крушении мира. Апокалипсис как самодостаточное состояние, не имеющее отношение к человеку - предельно драматическая версия талантливого художника.

София Терехова





каталог Премии Курёхина 2012
номинация "Лучшее произведение визуального искусства", шорт лист.


                    





ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
Московская арт неделя с Людмилой Новиковой. Выпуск #83: 28 декабря.



галерее pop/off/art на Винзаводе - «Каварга. Конец света. 21.12»

Скульптор Дмитрий Каварга давно и прочно вписался в интернациональный контекст высокотехнологичного искусства science art. Его сложносочиненные, большеформатные скульптуры хорошо известны не только московской публике.

текст целиком







"РБК Daily" Ежедневная деловая газета 24.12.2012

Художник Дмитрий Каварга: «Меня волнует, что человечество, движимое десятком нехитрых эмоций и страстей, по сути, не развивается»

В галерее pop/off/art открылась выставка «Конец света. 21.12», на которой показаны крупномасштабные скульптуры ДМИТРИЯ КАВАРГИ, одного из немногих российских художников, работающих в области высокотехнологичного искусства. Впрочем, сам Каварга типичным художником science art себя не считает. Об этом, а также о конце света, снах и палеогеоморфологии художник рассказал корреспонденту РБК daily ЮЛИИ ИЗЮМОВОЙ.

текст целиком








W-O-S

Художник недели - Дмитрий Каварга

Полимерные биоморфные скульптуры Дмитрия Каварги существуют в пограничном пространстве, где научно-фантастическая анатомия сходится с наследием философов- метафизиков.

Он прошел путь от живописных полотен, сходных с эстетикой группы «Синий всадник», к сложным sci-art объектам, требующим коллаборации художника, ученых и робототехников.

Каварга переосмысляет понятие интерактивности в искусстве: зритель вынужден взаимодействовать с произведением в силу собственных биологических процессов, будь то активность полушарий мозга или электрические токи на поверхности кожи. (Дарья Борисенко)

текст целиком




ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
Московская арт неделя с Людмилой Новиковой. Выпуск #66. 28 июля - 20 августа 2012



В Центра дизайна ARTPLAY – Третья выставка Lexus Нybrid Art «Синергия»

Синергия, как объясняет нам словарь, слово греческое. «Synergуs» (в буквальном переводе «вместе действующий») - это «возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему».

Синергия – тема третьей выставки Lexus Hybrid Art 2012. Мода на science art или гибридное искусство нынче на пике. Контемпорари арт, наука и новейшие технология, (и одновременно, и по отдельности) невероятно привлекают массы. Нынче в экспозиции Lexus Hybrid Art - 14 главных имен художников- сайнсартистов, приехавших в Москву, что называется, с разных концов света. Впервые Lexus Hybrid Art покаывает и работы наших соотечественников: Дмитрия Каварги, Дмитрия Морозова, Михаила А Крест, Михаила Бурцева, творческого объединения «Куда бегут собаки».

текст целиком





"В ЗАГРАНКЕ", 9 февраля 2012
"Cовременно о вечном"
Светлана Линс в рубрике "Языки души"

Хотя, «у природы нет плохой погоды, зима все же вносит существенные коррективы в ритм нашей жизни, внутренне настраивая на уютные неспешные разговоры у зажженного камина, располагая к философским размышлениям и вдумчивой созерцательности. Именно поэтому зима – сезон концертов, творческих встреч, выставок… И конечно же, составляя свою зимнюю «культурную программу», я не могла пропустить экспозицию работ Дмитрия Каварги, открытие которой состоялось 2 февраля сего года в цюрихском филиале галереи Барбариан-арт Натальи Ахмеровой.

               

текст целиком






Каталог выставки "Свободные пространства"
в рамках специальной программы Московской Биеннале современного искусства
Агенство. ArtRu Озерковская наб. 26



репортаж о выставке Людмилой Новиковой. АртИнфо. Выпуск #36. 12 октября 2011









ДИ (диалог искусств) 03 2011
Биоморфный Радикал

Его принято считать одним из представителей science-art, не слишком популярного в России. Однако сам Дмитрий Каварга считает, что полностью остается на территории искусства. Наука же - лишь одна из составляющих его творческого метода, причем не самая главная.

            

Вопросы художнику задавал Сергей Попов.

текст целиком









ARTinvestment.RU – 12.11.2010
Интервью с художником Дмитрием Каваргой

Его «Топография творческого эволюционирования» (инсталляция известная также как «Волос Кулика») летом эффектно пробила стены Гридчинхолла, а осенью продолжила расти в 19-м зале ЦДХ, став одним из самых монументальных экспонатов выставки номинантов Премии Кандинского. Запоминающийся «мыслезем» и инсталляции с био-обратной связью не раз становились гвоздем выставок современного искусства. В творчестве Дмитрий Каварга узнаваем на сто процентов. А вот узнать хоть что-то про Каваргу-человека по публикациям довольно сложно.


Вопросы задавал Владимир Богданов, AI
Материал публикуется в авторской редакции

текст целиком






DU   September 2010
«Die russische Gegenwartskunst ist von Ironie durchtränkt»

              

«ICH BIN UNSOZIAL»

Dimitry Kawarga, der Gewinner des Art4.ru-Preises 2007, steht jenseits von Geld, Glamour und anderen Klischees. Der Moskauer interessiert sich für die Sichtbarmachung seiner Innenwelt mit wissenschaftlichen Methoden. Kawargas Kunst versteht sich als radikale Materialisierung seiner eigenen psychophysiologischen Mechanismen.

Dimitry Kawarga, «Biological Morphs» ist ein sehr subjektives Konzept. Nehmen Sie trotzdem Inspirationen aus der Aussenwelt auf?
Niemand hat mich beeinflusst, weder Menschen noch Schulen — es war immer die Natur, die mich inspirierte. Ich ging als Kind in den Wald, um zu zeichnen und zu malen. Die Biological Morphs sind alles, was zum Korper gehort, inklusive Bewusstsein und Unterbewusstsein. Ich habe mich bei diesem Thema total abgegrenzt vom sozialen Leben und bin nur in mich selbst eingetaucht. Dazu arbeitete ich auch viel mit Wissenschaftlern zusammen, die meine Korperpara¬meter gemessen haben. Es mangelt in unserem Land an einer Hightech-Kunst, Kunst, die sich die neuesten Erkenntnisse der Wissenschaft zunutze macht.

Subjektivitat und Wissenschaft bestimmen Ihre Kunst. Mit Ihrem Pass sind Sie aber auch ein Teil von Russland. Interessiertste als Kunstler die Diskussion über eine postsowjetische Identität?
Ich fuhle mich keineswegs dieser postsowjetischen Kunst zugehörig. Ich bin unsozial und verarbeite nicht das politische System. Aber 2007, als Boris Jelzin starb, gab es einen Wettbewerb für ein Monument zu seiner Ära, und wir haben gewonnen — es war ein Missverstandnis! Es war kein Kenotaph an die Person Jelzin, sondern ein Monument an die Zeit, wie ich sie damals erlebt habe. Interessanterweise kamen dann alte Leute zu mir und sagten, es reflektiere genau ihre Erinnerungen an jene Zeit.

Was ist gegenwärtig Ihr wichtigstes Projekt?
Ich arbeite an einem Projekt zwischen Kunst und Wissenschaft. Es geht darum, das Bewusstsein eines Menschen zu verkorpern, also eine Art kunstlichen Intellekt zu erschaffen. Wenn das Werk fertig ist, konnen die Betrachter mit ihren Gedanken, mit ihrer Körperwarme und mit ihren Emotionen das Objekt manipulieren. Somit hort es auf, rein subjektiv zu sein

статья целиком









Артхроника   10.06.2010
Интересна возможность синтезировать новизну


Научное искусство (сайнс-арт) плохо приживается на российской почве. Оно и дорого, и, вероятно, кажется нашим художникам слишком рассудочным и расчетливым. Дмитрий Каварга один из немногих, кто осваивает этот жанр. О своих поисках он рассказал Анастасии Сыровой.

статья целиком





Завтра   19.05.2010
ВОЛОС ДОЛОГ...

Для наблюдения за торжеством контркультурной трактовки научности зрителям выдавались белые халаты, что сделало их соучастниками взращивания атавизма. Или экспертами, ведь волос хранит много информации о рационе своего владельца. Каждый может почувствовать себя кем угодно, от персонажа книги "Приключения Карика и Вали" до участника церемонии наблюдения за цветением сакуры, сильно изменившейся при перемещении с Дальнего Востока.
(Сергей Угольников)

статья целиком









Gogol.ru   11.05.2010
«Нелепая история с волоском трансформировалась в одну из моих самых масштабных инсталляций». Интервью с художником Дмитрием Каваргой

В конце апреля в подмосковном зале Гридчинхолл открылась экспозиция художника Дмитрия Каварги «Волос Кулика». Проект стал лишь третьим в пока короткой истории этого выставочного пространства, но наделал едва ли не больше шума, чем предыдущие работы Дмитрия Гутова и петербургской арт-группы Pprofessors. Так, Олег Кулик лично приехал в Гридчинхолл ещё до открытия, чтобы разобраться в том, что же там творится и прояснить судьбу своего волоса. (Филипп Плещунов)

Интервью целиком





ArtGals   29.04.2010
Contemporary art: инопланетный «Волос Кулика»

В последнюю субботу апреля выставочный зал «Гридчина», что в Подмосковье, был взорван дерзким выпадом со стороны современного искусства: главный изобретатель и выдумщик отечественного contemporary art ... (Саша Лилик)

статья целиком





MK ru   Газета "Московский Комсомолец" 28.04.2010
Вы слыхали, как звенят мозги?

Прозрачная труба длиной 20 метров занимает все пространство выставочного зала. Она то врастает в стену, то задевает потолок. Если вначале объект еще напоминает в сотни, а то и в тысячи раз увеличенный волос, то в дальнем углу зала превращается в отдельные друг от друга микромиры. В них кипит жизнь — в одном шаре, отделившемся от волоса, ползают червяки, в другом притаились палочники. (Мария Москвичева)

статья целиком





AGVERTOLOGY   30.12.2009
Февральский мифодизайн. Часть 4. Дмитрий Каварга

Чистые конструкции жизни и смерти, Гармонии и Хаоса, задуманные, реализованные и даже прописанные художниками, весьма ценны для мифодизайнера, которому отнюдь не всегда приходится оперировать знакомыми предметами и образами. При всей субъективности и хрупкости спекуляций вокруг арт-объектов, есть все же нечто бесспорно-ощутимое в напряжении созданного ими контекста.

Мы завершаем разговор о художниках февраля размышлением о творчестве Дмитрия Каварги, чьей выставки в этом месяце не случилось. Но, как говорилось в самом начале, ни время, ни пространство мифодизайну не помеха. У Дмитрия Каварги есть сайт... (Юлия Квасок)

статья целиком





Частный корреспондент   30.12.2009
Итоги-2009. Хит-парад выставок

9. Интерактивная инсталляция Дмитрия Каварги «Вхождение в тему». Галерея pop/off/art/.

Победитель маркинского конкурса на памятник Ельцину продолжает интересные эксперименты в области сайенс-арта. Однако «биоморфный радикал» на самом деле работает на стыке науки и магии. К тому же с изрядной долей иронии в отношении постмодернизма (не без уважения к нему, поскольку ирония и была главным оружием последнего).

Забавно, что со своей экспозицией Дмитрий стал предтечей основного проекта III Московской биеннале, связанного с магией. Каварга представил макеты — скульптуры своих домашних питомцев, которые, к сожалению, уже умерли.

Эти скульптуры оживали при помощи электронной музыки и интерактивной связи со зрителями (посредством биодатчиков). Материализация призраков происходила под звуковые цитаты из выступлений ведущих арт-критиков страны (Екатерины Дёготь, Андрея Ковалёва и др.).

Их речи, правда, подавались в замедленном темпе, искажённо, через фильтры и напоминали колдовские заклинания. Из почтения к первоисточникам Каварга проецировал на стены слайды с этими текстами, выглядевшие как мантры.

Постмодернизм по определению не предполагает храмов, но Каварга сделал именно постмодернистский храм, соединив полярности: аттракцион и шаманство, иронию и пафос. Несомненно, эта работа — некий переходный вид, «ланцетник» к дальнейшей эволюции российского contemporary art в сторону метафизики. (Константин Рылёв)

статья целиком






«СЕТЕВАЯ СТРУКТУРА» текст к проекту «Биоструктуры»


Моя инсталляция это попытка материализовать коммуникационные связи. Но не глобальные общие связи, в которые все мы вплетены и встроены, не саму матрицу, а ту её модель, которая кристаллизуется внутри каждого из нас. Я попытался осознать и пронаблюдать содержащийся "внутри меня" механизм благодаря которому я встроен в социум и адекватен ему, "вытащил" его из себя крюками и цепями, а затем оживил...


текст целиком





Наша газета   Швейцарские новости на русском. Цюрих, 03.07.2009
Варварское Искусство

30 июня, когда большинство галерей закрываются на летние каникулы, Наталья Ахмерова представила новый амбициозный проект в своей галерее Barbarian Art Gallery в Цюрихе.




Скорее в надежде, чем в ожидании, гостей попросили одеться в черно-белых тонах, чтобы соответствовать монохромной теме экспозиции. Галерея превратилась в научно-фантастический парк - загадочные абстрактные скульптуры, размещенные на деревянных цоколях или подвешенные на крючок мясника, расположились за гигантской многометровой инсталляцией, свисающей с потолка...   (Саймон Хьюитт)

статья целиком





ГАЗЕТА   От 3 ноября 2009
Арт, сканирующий мозг

Звуки полушарий Главный и, безусловно, самый эффектный объект выставки — "Модель биполярной активности" Дмитрия Каварги. Она прячется в дальней комнате, за углом. Именно оттуда доносятся странные, то затихающие, то усиливающиеся звуки. Модель — эта огромная, дивной красоты скульптура, которая занимает всю комнату и, как выясняется, умеет анализировать активность головного мозга...(Наталья Пыхова)

статья целиком





Preview Berlin









Юбилейная выставка галереи pop/off/art
"0,5"










Проект «Вхождение в тему»     2009

Материальным аспектом проекта является пространственная аудиовизуальная инсталляция, оснащённая приборами биообратной связи и предполагающая интерактивное взаимодействие со зрителем.

Инсталляция состоит из нескольких, выполненных из полимеров, биоморфных по пластике, объектов-сущностей, находящихся в противоборствующем диалоге друг с другом и завязанных в единую трёхмерную сетевую структуру. Это своеобразная материализация призраков, населяющих сознание художника и приходящих ему во снах. С болезнями и смертями каждого существа, в прошлом домашнего животного, связана история, подчас душераздирающая и безвозвратно впечатавшаяся в самое ядро творческого сознания.

текст целиком






BAIBAKOV art project на «Красном Октябре»









Artinvestment.ru     15.12.2008
«BAIBAKOV art project на «Красном Октябре». Время фандрайзинга»

"Что понравилось? Стоит, наверное, сказать, что работы Каварги в экспозиции обладают, пожалуй, наивысшим стоп-эффектом. Синергетический эффект в них достигается использованием специальной музыки (в основания многих скульптур встроены автомагнитолы), порой к музыкальному фону добавляется вибрация, передающаяся на поверхность жидкости. А главная работа из сета Каварги обладает еще и биообратной связью. Если пальцами замкнуть цепь, то индивидуально изменится тональность звуковых сигналов. По замыслу художника это должно коррелировать с активностью разных полушарий мозга, но это уж кто во что верит… "
(Владимир Богданов)

статья целиком




BLACKSQUARE    "Творческие осадки"
декабрь 2008 - январь 2009

                

"...Известные современные художники изобразили знакомые с детства продукты зимнедеятельности специально для  BLACKSQUARE  в праздничный номер..."


сайт журнала








MIAMI-08                  стенд галереи                 Barbarian-art


        






КИБЕРФЕСТ / CYBERFEST

это единственный в России международный фестиваль кибернетического искусства
(т.е. искусства, соединяющего живую, биологическую, телесную субстанцию с технической, компьютерной).
КИБЕРФЕСТ проводится на базе медиалаборатории CYLAND, организованной С.-Петербургским филиалом Государственного центра cовременного искусства и некоммерческой организацией Saint Petersburg Arts Project, New York.

Международный образовательный центр Эрмитажа, ГЦСИ, С-Петербургский филиал
(устроители М. Колдобская, А. Франц).


с 25 по 30 ноября 2008 в помещении Главного штаба (Дворцовая пл. 6/8)

подробнее о программе





Время новостей   N°183   03 октября 2008
«Власть воды» в Русском музее

"Во второй, актуальной части выставки присутствуют опусы в самых разнообразных жанрах: живопись, графика, скульптура, фотография, инсталляция, видео художников Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, Нижнего Новгорода. Скульптурная композиция «Фонтан» В. Цаголова, мифологизирующая бандитов, не актуальна по теме, а перфоманс В. Козина «Плавание в шести морях» архаичен по языку.
Действительно актуальным искусством смотрится полимерная композиция Д. Каварги «Распад вовлеченности», позволяющая почувствовать свое биополе в особой жидкости..."
(Николай Прокофьев)

статья целиком





Каталог выставки "Власть воды" Русский музей




Первый канал. Новости. 17.08.2008

В Русском музее открылась выставка "Власть воды"

"...Современное искусство предполагает не только сопереживание, но соучастие зрителя в самом акте творчества. Автор композиции под названием "Распад вовлеченности" довел эту мысль до абсолюта. Его инсталляция запускается с помощью человеческого кровотока. Если прикоснуться к одному из элементов, вся композиция начинает работать вместе с организмом..."
(Репортаж Дмитрия Витова)

репортаж целиком





Интерьер + дизайн, май 2008









Интервью интерактивной интрнет галерее "gallery"

Произведения Каварги целостны и самобытны. Выбирая объект, он извлекает из сознания фрагментарные образы, описывающие его подобно алхимическим формулам. Создание этих формул и есть художественный акт, рождающий ту или иную скульптуру. Такое искусство нетрадиционно, непривычно и, во многом, субъективно. Но разве имеет смысл требовать от искусства объективности?

В интервью gallery своими размышлениями о современном искусстве и собственных проектах делится художник Дмитрий Каварга...

статья целиком



"Новости культуры"
23:59   23 01 2008
рубрика З@грузка.


Что такое биоморфный радикал? Новый термин придумал художник Дмитрий Каварга.

Его проекты – это попытка разобраться в механизмах собственного мышления, восприятия мира. Он словно заглянул в мозг, увидел каждый нейрон и его реакцию на эмоции и состояния человека. Грусть и радость, сон и бодрствование. Правда, смог ли автор разобраться в себе, не уточняется.





MOSCOW news   11.10.2008   "The Trepanation of Thought-Forms"

The exhibition at the Popoff gallery is all in the same unmistakable chaotic Kawarga style. Sculptures are made of white polymer, and represent Kawarga's thoughts. It's hard to see what sort of thoughts take shape of the masses of strands, cube grids and voluptuously-shaped blobs, looking like a mutated, disproportioned internal organ cut from a corpse, but the artist claims that he can form these images with crystal clarity in his mind.

статья целиком...






Дмитрий Каварга, Тимур Щукин и Георгий Белоглазов
о совместном проекте "Трепанация мыслеформ" 2008

Методика биологической обратной связи, используемая в проекте - один из наиболее эффективных и естественных методов саморегуляции и обучения саморегуляции. Это может быть функционирование всего лишь одной нервной клетки или сложнейшим ансамблем электрической активности мозга, в обычных условиях не встреающимся - в любом случае человек может научиться управлять процессом...

текст целиком






18 декабря 2007 - 26 января 2008

«Трепанация мыслеформ»

галерея pop/off/art, Москва, ул. Радио, 6



к выставке издан каталог







Газета Взгляд    21 января 2008    "Искусство катастроф"

Актуальные художники отражают кризис 90-х, материальный и духовный.

...От всех скульптур Каварги было ощущение разорванности. Одна напоминала огромное вырванное сердце, другая – оплывший от взрыва космический корабль, третья – исковерканный автомобильный кузов. Несмотря на научно-философский характер арт-объектов, от них явственно улавливался посткатастрофический импульс: старый порядок разрушен, а новый еще не сложился.

Стало понятно почему «сработал» памятник. Когда Дмитрий на свой динамичный «радикально-биоморфный объект» поместил крошечные фигурки, моментально катастрофа перестала быть абстрактной. (Котстантин Рылёв)
статья целиком









Журнал "Фотодело" Январь-февраль 2008







17 октября были обьявлены результаты голосования по проекту "Монумент"
проводимого музеем Art4.ru:


Дмитрий Каварга – 3059
Ростан Тавасиев – 2117
Дмитрий Гутов – 606     
Андрей Бартенев – 495   
Аладдин Гарунов – 172   




Статьи и публикации на эту тему:

Комерсант от 13.09.2007 "Потеря памятника"
...Дмитрий Каварга считает, что хорошим памятником был бы большой черный пластиковый мешок с мусором, куда сбрасываются надписи, модели людей, зданий, заводов, городов -- страны. Впрочем, при желании этот мешок с мусором можно трактовать и как большое черное сердце Ельцина, вместившее в себя эту уничтоженную страну... (Григорий Ревзин)
статья целиком


РИА Новости 14.09.2007
...По словам Маркина, несмотря на то, что проект Каварги достаточно радикален, если работа будет признана лучшей, организаторы приложат все усилия, чтобы он был реализован и установлен именно перед зданием бывшего КГБ, где до 1991 года стоял памятник "железному Феликсу" - Ф. Дзержинскому.
"Каварга довольно молодой художник, но очень талантливый. Если говорить о том, как его работа сделана сейчас, проект выполнен из пластика. Это, может быть, не очень впечатляет. Но если это умножить многократно и сделать из металла, как он и планировал, то это будет фантастическая работа, по впечатлениям, как Эйфелева башня в Париже", - добавил директор ART4.RU. (Елена Пахомова)
статья целиком


Твой день 14.09.2007
Основная борьба идет на интернет-сайте музея, где в схватку вступили болельщики двух претендентов – Дмитрия Каварги и Ростана Тавасиева.
Каварга представил монумент хаосу и разрухе 90-х, а Тавасиев – воплощение двусмысленности исторической роли Бориса Ельцина. И пока что творение Тавасиева лидирует... (Макс Фадейков)
статья целиком


TFO форум 14.09.2007
После первых дней открытого народного голосования за лучший проект памятника Борису Ельцину, организованного музеем ART4.RU, с большим отрывом лидирует абстрактная скульптура художника Дмитрия Каварги, рассказал директор музея Игорь Маркин. (MaxDM)
статья с отзывами


Газета "Завтра" 19.09.2007 "И ЗАЙЧИКИ КРОВАВЫЕ В ГЛАЗАХ..."
Констатация профессионального юродства наших экспериментаторов мало что может добавить к картине происходящего. Самая сильная и серьезная работа — скульптура художник Каварги. Это сюрреалистический кошмар, сделанный из блестящего черного металла. Символ эпохи. Образ континентальной аварии. Именно эта вещь считается официальным победителем конкурса... (Александр Титов)
статья целиком


Газета "Жизнь" 4.10.2007 "Ельцину ищут место"
Первое место заняла работа молодого художника Дмитрия Каварги, напоминающая клубок несовместимых предметов. Сейчас эта скульптура, которая призвана символизировать деструкцию и распад, крушение иллюзий, выполнена всего лишь из пластика, но в будущем, когда ее изготовят из металла, она должна поражать своими размерами... (Сергей Иванов)
статья целиком


Московский корреспондент 11.10.2007 "Зрители проголосовали за крушение иллюзий"
Наибольшие шансы на победу у проекта Дмитрия Каварги – жутковатой на вид металлической конструкции. Сам автор характеризует ее как «монумент деструкции и распада, поглощения упорядоченности хаосом, без которого невозможно новое созидание». Работа, по мнению большинства проголосовавших в галерее и интернете зрителей, как нельзя лучше символизирует крушение иллюзий. Неофициальное мнение зрителей – это самый страшный и зловещий памятник... (Лев Рыжков)
статья целиком


Московский корреспондент 13.09.2007 "Русская душа вверх ногами"
Самым хаотичным увидел образ Бориса Николаевича Дмитрий Каварга. Молодой человек создал «монумент деструкции и распада». Макет представляет из себя покореженные черные плиты со множеством маленьких человечков на них. Часть человечков почему-то болтаются вниз головой. В случае, если проект победит, у столичных экскурсоводов станет одной проблемой больше. Слишком уж невыполнимой кажется задача объяснения этой перевернутой с ног на голову русской идеи иностранцам... (Лидия Михальченко)
статья целиком


Стенгазета 14.10.2007 "ИСКУССТВО ВЫБОРА"
...Но победителем выходит проект малоизвестного художника Дмитрия Каварги. Популярность его работы кроется, возможно, в способности человека забывать хорошие поступки другого и помнить плохие. Его скульптура – черный вихрь, сдвинувший платформы с маленькими человечками, перевернувший их вверх ногами. И только одна фигурка-антипод стоит твердо наверху. Может, обозначает Ельцина, перевернувшего большую страну вверх дном, чтобы поднятся самому. А может, Ельцина, воскресившего окриком сверху тех, кто был погребен и пожертвовавшего собой ради всех. Теперь Ельцин уже по ту сторону земной поверхности, а мы все еще ни живы ни мертвы, в неизвестности и хаосе. (Диана Мачулина)
статья целиком


BBC 17.10.2007
"Фигурка на геометрических разломах" В результате народного голосования на сайте музея победил сюрреалистический проект художника Дмитрия Каварги, выполненный из гнутого черного пластика. В интервью Би-би-си Дмитрий Каварги пояснил, что "конкурс был шире, чем создание постамента Ельцину, это был памятник эпохе, а не заказная работа".
статья целиком


Газета "Взгляд" 17.10.2007 "Памятник назвали «чудовищем»"
...Однако победил макет памятника, придуманного Дмитрием Каварги. Этот проект был самым радикальным из всех представленных, так что, «возможно, люди голосовали за него из чувства протеста», уточняют устроители акции. (Мария Иванова)
статья целиком


Телекомпания НТВ 17.10.2007 "Ельцин оказался в центре «хаоса»"
...Это словно последствия страшного взрыва. Самый большой осколок — Россия. Те, что поменьше, — союзные республики. Впрочем, на то и современное искусство, что каждый трактует, как хочет. Художник Дмитрий Каварга даже по случаю победы не покинул мастерской. С реальным миром общается только виртуально, с помощью электронной почты.

Дмитрий Каварга, художник: «На вершине накренившейся России стоит фигура Ельцина, а остальные, перевернутые фигурки, это все мы в тот период. В 90-е целая страна осталась в состоянии деструкции и распада. Миллионы людей испытали ощущение опрокидывания и зависания над бездной»... (Айрат Шавалиев)
статья и видео


КПРФ17.10.2007 "Памятник. Ельцин. Биоморфное черное чудище"
Макет монумента, который создал скульптор Дмитрий Каварга победил в народном голосовании, организованном частным музеем современного искусства ART4.RU
статья целиком




Этот ветер перемен
С 11 сентября по 11 октября 2007 года в московском Музее актуального искусства Art4.ru проходил конкурс на лучший проект памятника первому президенту России Борису Ельцину.
На конкурс было представлено более сотни работ, а победитель выявился путём проведённого на выставке и на интернет сайте голосования, в котором приняло участие более 6 тысяч человек.

Конкурс был задуман в ответ на высказанное Зурабом Церители желание создать циклопический памятник первому президенту. Коллектив музея Art4.ru выразил намерение изменить ситуацию с установкой монументов в Москве, шагом в этом направлении и стал прошедший конкурс, на котором лучшим был признал самый радикальный из представленных проектов - конструкция из черного металла художника Дмитрия Каварги. По замыслу автора, "это монумент деструкции и распада, поглощения упорядоченности хаосом, без которого невозможно новое созидание".

Директор Art4.ru заявил, что будет бороться за установку монумента на Лубянской площади, и уверил, что после того, как проект Каварги будет осуществлён, у него есть шансы стать столь же заметной городской достопримечательностью, как, например, парижская Эйфелева башня.







Радио Свобода 20.10.07 "Памятник Борису Ельцину"
...Вообще, те, кто проголосовали за эту скульптуру, кажутся мне более загадочными и любопытными людьми, чем поклонники чудища Дмитрия Каварги: чудище, символизирующее, по словам автора, деструкцию и распад, все-таки своей экспрессией напоминает творения господ Церетели и Дали, с творчеством которых наша публика прекрасно знакома. То ли голосовавшие в пользу голубого зайчика совсем ничего не знают о докторе Фрейде, то ли это стихийные, но убежденные постмодернисты. (Елена Фанайлова)
статья целиком


Евразия - информационно аналитический портал 18.10.2007
«Скульптура весьма впечатляющая и, что важно, сбалансированная» - говорит эксперт портала «Евразия» Владимир Никитин. – «С одной стороны художник убедительно передал ощущение распада, хаоса, связанное с ельцинским периодом в народном сознании, с другой стороны работа эстетически приемлема – она не вызывает отвращения, не оскорбляет вкуса. На Лубянке она смотрелась бы потрясающе. А самое главное - автор не даёт оценок – лишь констатирует. Ельцинский режим – это nigredo алхимиков, чёрная работа по разрушению ветхого. И дело здесь не в том, чтобы кого-то проклясть или проигнорировать. Для того, чтобы преуспеть в высоком созидании, необходимо корректно, беспристрастно помыслить стихию разрушения. Я думаю, что власть должна отнестись к замыслу скульптора с должным пониманием»...
статья целиком







Интерьвью журналу Афиша
14 сентября 2007


Какой у вас проект и почему он такой?

Мой проект памятника довольно брутальный и деструктивный и, такой, философский что ли. Это взгляд на общественные процессы со стороны, дистанцировано. Я вообще не чувствую себя уютно в социальной среде, а это кипящее варево, бурлящее в 90-е, вызывает у меня ассоциации масштабного абсурдизма и апокалиптичности. Время было переполнено самыми разными эмоциями, в воздухе что только не витало, но отдельный человек казался как-то особенно мал и ничтожен перед разверзшимися разломами стабильности и понятности. Словно треснул и начал распадаться гигантский защитный панцирь и хлынул поток непрояснённости, всё перемешав.

Почему вы стали учавствовать в конкурсе?

Сейчас, спустя время, появилась безучастность к той жизни, эмоциональность растворилась. Всё утряслось в сознании и мне очень интересно теперь воплотить этот образ, осознать целый период своей жизни как нечто единое. Кстати, вся эта "эпоха Ельцина" напоминает мне собственное творчество - очень много деструкции, конфликтности и физиологии, в то же время образ цельный. Тут как раз уместно уточнить, что я сделал скорее эскиз памятника той эпохи, а не Бориса Ельцина.

Kак вы относитесь к Ельцину?

Сам Ельцин мне кажется теперь трагикомичным персонажем большого действа. Так выпало по судьбе, что именно он оказался во главе всего происходящего и с его именем теперь ассоциируется весь период 90-х. На его месте теоретически мог быть любой другой, но оказался он, такой какой был, со всеми своими слабостями и достоинствами. Отчасти, он вызывает сочувствие, но только не сам образ президента России Бориса Ельцина, а тот человек внутри этого образа. Я стараюсь относиться безоценочно к его деятельности, для меня это просто одна из возможных судеб социального человека.




подробнее о проекте







1 июня 2007 открылся первый частный музей современного искусства.
ART4.RU
В витрине музея объект Д. Каварги    "Давление целесообразности"









АНГЕЛ ХАОСА
Каварга 2007

Мой Ангел безостановочно в яростном порыве шагает и рвет пространства. Он - дух творчества и самопознания, провозвестник перемен устремленный в другие реальности, в абстрактное, в хаос.

Иногда, очутившись рядом с ним, я различаю мельчайшие изгибы его несуществующих суставов и непостижимо-пронзительный луч устремленности. Мне удается сделать несколько шагов в таком же ритме и почувствовать флуктуирующую пульсацию пространства. Когда-нибудь я смогу пройти гораздо дальше и окончательно забыть обратную дорогу...

текст целиком





Журнал Desilluonist №8 2007






Рубрика ANTIPODE - проект Д.Каварги "Окаменелые мыслеформы"






Каварга

Попытки разобраться в механизмах собственного восприятия, осознания и мыслетворения привели меня к возможности визуализации, а в дальнейшем и материализации отдельных мыслеобразующих структур и самих мыслей.

Течение мыслей весьма неоднородно, а зачастую непредсказуемо. Иногда непрерывный поток превращается в бурлящую всклокоченную биоморфную сжиженность, с пузырями и воронковыми протуберанцами - в такие моменты телесная оболочка перестает существовать для восприятия - она сворачивается внутрь, схлопывается, схваченная увлекающим её высокоскоростным "засверливанием" и оказывается по ту сторону самоидентификации. Это крайняя точка - за ней царство безумия и хаоса...

текст целиком






Журнал  "НОМИ"   № 4/51/2006



опубликовал прекрасный материал о взаимопроникновении науки и искусства на примере героического творчества Д. Каварги
"В ожидании киборга: искусство и наука"
На обложке картина Каварги "Богомол"






"Новости культуры"
23:59   03.07.2006
рубрика З@грузка.



Обновился сайт Дмитрия Каварги, художника, который называет себя «биоморфным радикалом» и создает «собственную картину мира в натуральную величину». Его произведения – монументальные работы 3 на 6 метров, созданные из полимерных материалов, – имеют совершенно непонятные названия: «Диффундирование формообразований» или «Полистиризация сознания». Наверное, все это имеет какой-то смысл....





«Проект 2х10» к выставке в галерее галерея "А-3", Москва


каталог 2002г. совместно с С.Некрасовым




Сергей Попов
2002

Объекты Д. Каварги – несомненный факт искусства нового века. В данном случае можно говорить о тенденции, обратной минимализму – визуальному и концептуальному, – наполняющему нынешнюю арт-сцену. О возрождении барокко – не как стилистики, но как своеобразной художественной программы – в совершенно ином контексте.


текст целиком





Научно-художественный проект с заслуженным изобретателем России В.Г.Бещековым


каталог 2001г.




К персональной выставке в Московском отделении Всемирного Банка


каталог 1998г.






Дмитрий Каварга
26.02.1996


Художники откуда-то берутся? Или, всё же, ими становятся?

Думаю, бывает по-разному, хотя в моём случае существует некая закономерная череда случайносте.
В довольно раннем детстве, я много общался со своим дедом, который работал в зверосовхозе. Он был тонким и даже лиричным человеком, и к миру относился с пониманием и чуткостью. При каждом удобном случае дед приносил мне живых и мёртвых животных и птиц. Делал он это даже настойчиво и видел в этом некую просветительскую деятельность. Шиншиллы, кролики, нутрии, песцы, утки, индюки, мыши-полёвки...

текст целиком






© Kawarga