HOME
УРОБОРОС

УРОБОРОС — архаический образ, часто встречающийся в алхимических трактатах и представляющий собой змею, заглатывающую свой хвост. В алхимической картине мира змея играет роль символа циклических процессов Вселенной, она поедает собственный хвост, чтобы пройти через полный цикл восстановления из смерти.

Все работы проекта являются монохромными ремейками живописных первоисточников двадцатилетней давности к которым я вернулся, чтобы что-то понять в собственном творчестве...



"Жители леса" 1989-2009 вспененный поливинилхлорид, масло 100х150см

Образы животных составляют отдельный цикл, насчитывающий несколько десятков работ. С досугом, болезнями и смертями каждого существа, в прошлом домашнего животного, связана история, подчас душераздирающая и безвозвратно впечатавшаяся в самое ядро творческого сознания. Они, словно стражи, совершающие непрерывный обход ушедших событий моей жизни…



"Грибник" 1988-2009 вспененный поливинилхлорид, масло 100х150см

Создавая странные заросшие волосатостью работы, лишённые какого-либо смыслового контекста, сюжета, и пластических интерпретаций я пытался искусственным образом создать ситуацию интеллектуального и физического тупика. Это приём-уловка, суть которого в динамичном созерцании рябящей поверхности работы. При удачном развитии процесса, мне удавалось иногда заглянуть во что-то совершенно необъяснимое словами…



"Мыслитель" 1993-2009 вспененный поливинилхлорид, масло 100х150см


"Переход Суворова сквозь..." 1990-2009 вспененный поливинилхлорид, масло 100х150см

Исследуя серии батальных работ разных лет, я обнаруживаю в них всё больше пластических закономерностей - поверхности их плоскостей, как правило, испещрены до степени ковровости. Скорее всего, дело в моих попытках создать топографические срезы вовлечённости в насыщенную событийность…




"Органическая среда" 1999-2009 вспененный поливинилхлорид, масло 100х120см

Подобные сумеречные ландшафты, с большим количеством зияющих дыр и провалов, ведущих в какое-то иное, так же обладают свойством периодичности и повторяемости. Идея использования картины как метафизического шлюза в иные реальности предельно навязчива и продолжает беспокоить меня вновь и вновь…


"Органическая среда" 1999-2010 вспененный поливинилхлорид, масло 130х90см


"Торсионный триумф" 1999-2010 вспененный поливинилхлорид, масло 150х100см


"Житель леса" 1988-2010 вспененный поливинилхлорид, масло 130х95см


"Житель леса" (фрагмент) 1988-2010


"Житель леса" (фрагмент) 1988-2010




"Житель торфа" 1988-2010 вспененный поливинилхлорид, масло 130х95см

Жители торфянников, болот и всевозможных нор, это один из наиболее ранних архетипов, относящихся к периоду моей зачаточной осознанности... Забраться в туловище волосатого пёсика или несчастного енота и затаиться на дне потаённой щели, замуровав лаз изнутри ветошью... Скорее всего, это симуляторные попытки возвращения в материнский организм с целью обретения паузы, необходимой для конструирования коммуникационного механизма…



"Житель торфа" (фрагмент) 1988-2010


"Житель торфа" (фрагмент) 1988-2010



"Биокорректор" вспененный поливинилхлорид, масло 1998-2010



"Механизированный ландшафт" 1999-2010 вспененный поливинилхлорид, масло 130х95см



"Житель леса" 1990-2010 вспененный поливинилхлорид, масло 130х95см



Предисловие к выставке в Галерее Современного Искусства "Бриссо", Париж 2 марта – 10 апреля 2010
выставка проходила в рамках года культуры России во Франции.


Цель этого предисловия - определить местоположение творчества Дмитрия Каварги в координатах русской авангардной мысли:

Исследование Галины Кабаковой, профессора университета Сорбонны, рассматривает, каким образом создание нового мира для русского авангарда означает «переосмысление потенциалов человеческой анатомии». Именно разум, мозг бросает вызов законам сверхчувственного, видимого и невидимого, времени и пространства, осуществляя переход от «русской души» к «русскому телу», позволяющий миру обрести свою первоначальную целостность, заново возрождаясь в «мыслеземе»*.
                                                                                                                                                   мыслезём (термин В.Хлебникова)

Символ этого перерождения в восприятии тела, освобожденного опытом, - Уроборос. В древней мифологии Уроборос - змея, заглатывающая свой хвост.

Начиная Пушкиным
«Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней:
Тому уж нет очарований,
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызет.»,
продолжая Гоголем с его деконструкцией тела («Нос»), дезинтеграцией и дегенерацией поэзии Александра Блока, и заканчивая литературой ХХ века - в основе творчества лежит превращение, зачастую болезненный путь к избавлению (к бестелесности, к воскрешению). Этот символ также является знаком особой инициации, причастности к мистическим учениям о циклах Вселенной, отпечатки которых мы находим в алхимии и массонстве.

Как недавно писал философ Ив Мишо (журнал «Боз-ар Мэгазин»), ХХI век ждет своих новых дирижёров для того, чтобы погрузиться в революцию экспериментального и мульти-сенсорного искусства, и для этого нужны те, что стали бы «художниками — поэтами...немного ...ненормальными...способными вкладывать все силы в сильные концепции». Художественные поиски Д.К. предлагают России возглавить это движение. Мессианистические искания самого себя в болезненных лабиринтах памяти мировой истории, - вот тема выставки, которую я имею честь и удовольствие представить вам в рамках Года России во Франции.

Бенедикт Шольяк
Директор
Галерея Современного Искусства Бриссо





Home